Справка
Год выхода фильма – 1968
Продолжительность – 70 минут
Режиссер – Павел Арсенов
Сценарий – Исай Кузнецов, Авенир Зак
Музыка – Микаэл Таривердиев
Актерский состав:
Андрей – Андрей Ушаков
Гулька – Леонид Карасев
Редактор – Светлана Харитонова
Русалкин – Валерий Носик
Начальник милиции – Георгий Вицин
Милиционер – Алексей Смирнов
Рассказчик – Олег Ефремов
Квадрачек – Михаил Державин
Гид – Александр Ширвиндт

 

Фабула
Все совершают подвиги, один Андрей оказывается не у дел. Обстоятельства складываются так, что он в это время постоянно занят чем-то серьёзным: то хлеб в магазине покупает, то бутылки молочные сдает. Его стыдят все окружающие – от соседей до папы с мамой. Доведенный до отчаяния своей совестью, ребенок планирует подвиг. И все было бы хорошо, но что-то пошло не так.

 

Достоинства
1. Оригинально, остроумно, с долей хорошего абсурда, которого было лишено советское, а тем более детское кино.
2. Великолепный актерский состав. Некоторые актеры играют несколько ролей и их нужно узнавать, а эффект узнавания всегда прекрасен (Г.Вицин, С.Харитонова, А. Смирнов и др.)
3. Фильм сделан в жанре детской оперы, что тоже в советском кинематографе было редкостью. Превосходная музыка М. Таривердиева. «Реалистически-авангардный абсурд – так можно определить эстетику этой картины» (В. Таривердиева).

 

Недостатки
1. Хоть и четкий план действий у героя, но все события в фильме слишком случайны (но это характерно для жанры оперетты, где все то поют, то танцуют, то разговаривают).
2. Все пространство фильма организовано по принципу калейдоскопа, что несколько утяжеляет восприятие зрителя.
3. В фильме несколько невнятный финал, который мало что говорит о позиции самого Андрея. Больше о тех, кто с ним рядом.

 

Мораль
1. Надо быть внимательным к обстоятельствам и не бегать каждый раз в магазин, ведь везде есть место подвигу – вдруг пропустишь?
2. Если тебя стыдят окружающие, то только они виноваты в том, что ты начал врать и придумывать подвиги, которых не совершал.
3. Планируя подвиг, нужно знать, что кругом много глаз – сочувствующих и не очень.
4. На любой подвиг найдется чех, который снимет на камеру события именно так, как они были на самом деле, так что нужно учить языки, чтобы отличить чеха от русского.
5. Когда вытаскиваешь пробку из лодки, нужно сделать так, чтобы все наоборот думали, что ты ее вбиваешь.

 

Вопросы на внимательность
1. Что делали мальчишки в саду?
2. Какой объект загорелся?
3. Почему мальчишки попали в городскую газету?
4. За что взрослые стыдят Андрея?
5.Что делал Андрей, когда горел крольчатник?
6. Что нашли пионеры на месте снесенного дома?
7. Что делал в магазине Андрей, когда пионеры нашли горшок с золотом? (покупал растительное масло)
8. Что на самом деле произошло со спасателем Русалкиным, когда Андрей попытался его спасти?
9. Чему учились Андрей и Гулька с секундомером?
10. На какое время получилось задерживать дыхание у Гульки и от чего это зависело?
11. Чего ждали ребята, прежде чем вытащить пробку из лодки?
12. Что незапланированного случилось с пробкой?
13 Что случилось в тот момент, когда пробка наконец-то была вытащена?
14. Где происходит «утопление» и «спасение»?
15. На глазах у какой категории граждан произошло спасение утопающего?
16. С кем перепутали Андрея, точнее, его фамилию, туристы?
17. Что заставил сделать ребят фотокорреспондент местной газеты?
18. Кому рассказывал Андрей о своих подвигах?
19. Что говорила первая учительница про способности Андрей рисовать палочки?
20. С чем не согласен Андрей?
21. Был ли Андрей послушным?
22. Откуда были интуристы?
23. В чем обвиняет Андрей Гульку?
24. Чего больше всего ненавидит Андрей?
25. Почему расплакался Подушкин, когда узнал правду?
26. Как фамилия спасателя, который еще никого не спас?
27. Как отреагировал на правду спасатель?
28. Что в ситуации вранья Андрея расстраивает его родителей?

 

Вопросы на знание истории кино
1. Каким проектом прославились позже сценаристы этого фильма И. Кузнецов и А. Зак?
2.Когда и на каком фестивале был показан этот фильм в программе «Тайная история советского кино»?
3. Какой фильм стал самым известным в творческой судьбе режиссера П.Арсенова?

 

Цитаты
1. Важно сначала всегда начать.
2. Начало бывает и в дружбе, и в ссоре, и непременно бывает в кино.
3. Самое главное, как отразится наш пожар на районной поставке кроликов.
4. Неужто же в тебе дурные предпосылки?!
5. Как отразится их горшок на благоустройстве нашего города?
6. Сам не плошай, а на детей надейся.
7. Ни одной жертвы стихии водной, спасти человека – наш долг благородный.
8. Эти ребята еще недавно, очевидно, в глаза не видели лодку, а теперь...
9. Мы с вами стали очевидцами события, которое является ярким примером повседневного героизма наших детей.
10. Это первый случай за годы существования нашего моря, когда человек хотел было утонуть, но ему не дали.
11. Не разговаривай! Где твой утопленник?
12. Как куда не поднимать? А поднимать их будут!
13. «Что же будет с моим другом», – пронеслась у меня в мозгу недобрая мысль.
14. Соседям порою приятно бывает, что рядом в квартире герой проживает.
15. Всем нам слава! И тебе! И мне!
16. Вкусно да сладко? Да смотри не подавись!
17. Утонут, а потом ищи их в темноте! А мы ночной поиск еще не отрабатывали.
18. «Это мы все нарочно придумали» – «Я нарочно тонул» – «А я нарочно спасал».
19. Признались – молодцы, это хорошо, значит, совесть есть, значит, не все пропало.
20. Дело это общественное, и ты тут ни при чем. Это не твоя награда.
21. В городе нет страшных новостей.
22. Передайте народу: если герой канул в воду, значит, он непременно всплывет.
23. Вот ваш герой – можно сказать, из-под воды достал.
24. Раньше спасение утопающих было делом рук самих утопающих.

 

Форум: вопросы, мнения, обсуждения, идеи

Гости не могут оставлять комментарии